Биография |
КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ
(1769-1844)
русский поэт, драматург, баснописец и общественный деятель
Большинство читателей уверены, что Иван Андреевич Крылов писал только
басни. Он действительно больше известен как баснописец, однако был также
замечательным поэтом-лириком и талантливым драматургом. Годы жизни Крылова
как бы разделились между двумя столетиями. Он родился и стал известным
писателем еще в XVIII веке, но самый яркий период его творчества пришелся
на XIX век, когда Крылов начал в основном писать басни. За это свое
творчество он получил признание как выдающийся русский писатель.
Крылов относится к числу тех талантливых людей России, которые всего
в жизни добились сами. Его отец тринадцать лет прослужил солдатом в
одном из армейских пехотных полков и только потом был произведен в офицеры
и вышел в отставку в чине капитана, так и не нажив ни богатства, ни
связей. Семья поселилась в Твери, где отец поступил на государственную
службу. Однако вскоре после переезда он умер, и будущий баснописец остался
с матерью и младшим братом, которому в ту пору было всего около года.
Несмотря на бедность, мать стремилась дать своему старшему сыну хорошее
образование. Она надеялась, что впоследствии он поможет выбиться в люди
своему брату. Сам Крылов тоже очень хотел учиться. Он перечитал все
книги из сундучка своего отца — единственное, что осталось ему в наследство.
Однако денег семье катастрофически не хватало, и уже в возрасте восьми
лет маленького Ивана определили на работу канцелярским служащим. Он
должен был переписывать скучные чиновничьи бумаги, в которых ничего
не понимал.
Наконец в его жизни наступил хоть какой-то просвет. После смерти дальнего
родственника мать получила в наследство небольшую сумму денег и вместе
с детьми перебралась в Петербург. Здесь Ивану тоже пришлось работать:
он устроился мелким чиновником в Казенную палату с годовым жалованьем
всего в девяносто рублей. Заметим, что тогда ему было всего тринадцать
лет. Однако в Петербурге для талантливого юноши открывались новые возможности
в литературной деятельности, которой он мечтал заниматься с детских
лет.
Всего через год после того, как Крыловы переехали в Петербург, Иван
Андреевич написал свое первое произведение — комическую оперу "Кофейница".
Основу ее сюжета составляет любовная интрига, в которой действуют крепостная
девушка Анюта, ее возлюбленный крепостной Петр и барский приказчик.
Пьеса начинающего автора была еще довольно слабой в художественном отношении
но выигрывала в том, что ее герои и сама ситуация были как будто списаны
с жизни. Правда, судьба первой пьесы Крылова оказалась неудачной: ее
приобрел один из петербургских издателей, но печатать не стал. Крылов
предлагал свою пьесу и театрам, но тоже безуспешно, поскольку тогда
он был еще никому не известен. Однако молодой автор не стал отчаиваться
и вскоре написал одно за другим еще несколько драматических произведений
— две трагедии, оперу и комедию. Они тоже не были поставлены, хотя и
принесли начинающему литератору небольшой доход.
Накопив немного денег, Крылов уходит со службы, чтобы целиком заняться
творчеством. Сначала он сотрудничает в различных журналах, пишет повести,
стихи, театральные рецензии, а через некоторое время начинает издавать
свой собственный журнал “Почта духов”, один из первых в России сатирических
журналов. После выхода его первого номера в 1789 году двадцатилетний
Крылов наконец-то добился известности.
Журнал сразу же привлек к себе внимание необычным содержанием. Он сплошь
состоял из писем, которые писали фантастические духи — гномы, сильфиды
и ундины — некоему арабскому волшебнику Маликульмульку. Из сказок вы
знает, что духи живут везде и, оставаясь невидимыми, сами всюду проникают
и все замечают. Они и рассказывали в своих письмах волшебнику о том,
что видели, обо всех несправедливостях, которые творятся на земле. Эти
рассказы, конечно, придумывал сам Крылов. Он высмеивал в них существующие
порядки, критиковал высший свет, чиновников-взяточников, судей, которые
сами действуют вопреки законам, тупых военных и т.п. Высмеивая, например,
светских бездельников, Крылов удивлялся, как это им удается “проносить
семьдесят лет голову и не сделать из нее никакого употребления! “ Распущенных
и легкомысленных женщин духи называли соответствующими именами. Так,
в письмах упоминаются графиня Ветрана, Бесстыда, Неотказа и др.
Успех журнал а “Почта духов” вдохновил Крылова на издание двух других
сатирических журналов — “Зритель” и “Санкт-Петербургский Меркурии”.
Сатира Крылова была направлена против пороков современного общества,
и хотя он никогда не говорил об этом прямо, читателям было ясно, о чем
идет речь. Так, в “Каибе” он описывал жизнь и нравы некоего восточного
государства, в котором сразу же угадываются существующие в России порядки.
Крылов очень любил писать хвалебные оды, но и они у него были особенные.
Его похвала на самом Деле была самой настоящей издевкой и обличением.
Примером тому может служить “Похвальная Речь в память моему дедушке”,
которая представляет собой злую сатиру в адрес жестокого дворянина-крепостника.
Однако судьба сатирика во все времена бывает тяжкой. Не избежал этой
участи и Крылов. Несмотря на свою славу просвещенного монарха, императрица
Екатерина II терпеть не могла вольнодумства; вполне естественно, что
она критически относилась и к сатире. Поэтому вскоре журналы были закрыты,
а в типографии, где их печатали, произвели обыск. Дело этим не обошлось.
За Крыловым установили тайный полицейский надзор, и он на некоторое
время вынужден был уехать из Петербурга.
Несколько лет писатель скитался по стране. Он даже перестал писать и
зарабатывал на жизнь как придется, одно время был даже карточным маркером.
Однако это время не пропало даром. Крылов лучше узнал жизнь во всех
ее проявлениях, познакомился с разными людьми, начал усиленно заниматься
самообразованием, изучал языки, занимался рисованием и игрой на скрипке,
в чем достиг немалого мастерства. Наконец ему повезло, и он устроился
секретарем к князю Голицыну. Для его крепостного театра Крылов написал
несколько пьес. Они были поставлены на крепостной сцене и принесли Крылову
известность как модному драматургу.
Одна из этих пьес, сатирическая комедия "Пирог", была даже
поставлена на петербургской сцене. Правда, случилось это уже гораздо
позже, после восшествия на престол Александа I. Желая завоевать популярность,
новый царь немного смягчил цензурные строгости, и Крылов снова получил
возможность заниматься литературной деятельностью. Он написал еще две
сатирические пьесы-"Модная лавка" и "Урок дочкам",
которые тоже были поставлены на сцене и имели большой успех. Со свойственным
ему сарказмом писатель высмеивал в них стремление русских дворян быть
во всем похожими на иностранцев. Тогда же он написал народно-патриотическую
оперу "Илья-богатырь" на сюжет русских былин. Так драматургия
помогла ему найти свое место в жизни. Практически Крылов стал предшественником
Грибоедова, заложив основные принципы русской реалистической комедии.
Однако именно в это время, находясь на пике популярности, Крылов перестает
писать пьесы и начинает сочинять басни. Может быть, его вдохновила популярность
И. Дмитриева, модного в те годы поэта и баснописца. Вначале басни Крылова
печатались в журналах, но вскоре стали выходить и отдельными книгами.
Первая из них появилась в
1809 году.
Общий тираж сборников басен был рекордным для того времени — 77 тысяч
экземпляров. Известность писателя стала поистине всенародной. Тогда-то
и сложился тот облик "дедушки Крылова", который до сих пор
сохраняется в сознании большинства его читателей.Но даже несмотря на
это, басни не являлись главным в творчестве Крылова. Ведь создание басни
всегда приурочивается к конкретному времени, она содержит в себе скрытый
подтекст, который необходимо расшифровывать, зная ту или иную общественную
или политическую ситуацию. Для Крылова гораздо важнее были его лирические
стихи. Но они были известны лишь узкому кругу его близких знакомых.
Крылов редко их печатал, хотя Пушкин считал Крылова одним из самых замечательных
лирических поэтов своего времени.
В 1812 году жизнь Крылова наконец входит ровное и спокойное русло: с
помощью друзей ему удается получить место библиотекаря Императорской
публичной библиотеки. Там он и проработал почти до самой смерти. У него
установились дружеские отношения с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, А.Дельвигом.
Критики даже предполагают, что Пушкин создал образ капитана Миронова
в "Капитанской дочке" и описал патриархальный быт маленькой
крепости под впечатлением рассказов Крылова о своем детстве и его воспоминаний
об отце.
В те годы Крылова можно было увидеть на всех сколько-нибудь значительных
событиях пестрой петербургской жизни. Но он не просто отдыхал и развлекался.
Внимательный взгляд баснописца всюду замечал нелепости и парадоксы,
царившие в обществе, которые рано или поздно отражались в его баснях.
Можно прочитать любую из басен Крылова, чтобы убедиться, что действующие
в них звери — никакие не звери, а самые настоящие люди, и все, что между
ними происходит, постоянно случается в реальной жизни.
В своих баснях Крылов не боялся задевать и царя зверей — льва, в образе
которого читатели сразу же узнавали царствующего монарха. Так, в басне
"Рыбья пляска" царь-лев решил сам проверять жалобы своих подданных
на произвол судей, сильных и богачей. По пути ему попался "староста
над водяным народом", который как раз наловил рыбы и начал ее жарить.
Увидев, как бедные рыбешки бьются на раскаленной сковородке, лев спросил
старосту, почему они так делают. Хитрый староста ответил, что рыба прыгает
от радости при виде царя. "Рыбья пляска" доставила льву удовольствие,
он милостиво лизнул старосту в грудь и отправился дальше наводить порядок.
Подобным образом представлен царь-лев и в другой басне Крылова — "Пестрые
овцы". Желая расправиться с надоевшими ему пестрыми овцами и соблюсти
при этом видимость закона, царь-лев собрал на совет своих приближенных
зверей. Ему не понравилось высказывание прямодушного служаки медведя,
который предложил "овец передушить ", зато пришелся по душе
совет хитрой лисы. Она предложила отвести пестрым овцам самые тучные
пастбища, но пастухами над ними поставить волков. Лев похвалил лисицу
за такой мудрый совет и принял его. Вскоре в зверином царстве не то
что пестрых, но и гладких овец не осталось. Однако царь-лев оказался
как будто бы и ни при чем — ведь во всем виноваты "злодеи Волки".
Такие откровенные намеки на власть предержащих не всегда сходили писателю
с рук. Крылов часто жаловался, что его замучила цензура. Об этом же
он говорил в своей басне "Кошка и Соловей", где птице приходилось
петь в "когтях у Кошки ". Хотя никто не мог запретить Крылову
писать басни, некоторые из них к читателям попадали не сразу. Однако
это только добавляло писателю славы.
В 1839 году в России торжественно отпраздновали пятидесятилетний юбилей
баснописца, а в 1841 году Крылов вышел в отставку. В 1844 году он скончался,
как записал в дневнике один из его современников, “от неумеренности
в еде”. Похоронили Крылова в Александро-Невской лавре.
к началу |